Правда или миф, что можно выучить иностранный язык во сне, что говорят ученые?

Идея быстро освоить грамматику и лексику иностранного языка, приложив минимум усилий, интересует всех, кто любит путешествовать, и многих учащихся. Чтобы ускорить запоминание глагольных форм и речевых конструкций, преподаватели онлайн-школ рекомендуют по ночам прослушивать аудиозаписи. Расскажем, можно ли выучить иностранный во сне или этот легкий метод неэффективен и для освоения английского обязательно проходить тесты, заучивать слова, выполнять упражнения.

Ранние исследования

mozhno-li-vyuchit-inostrannyj-vo-sne

На рубеже XIX – XX веков многие ученые изучали, как работает мозг при погружении в сновидения и можно ли влиять на мозг спящего человека. Идеи об обучении спящих (гипнопедии) начали активно выдвигать в начале прошлого века.

Впервые исследование на эту тему было опубликовано в 1914 г. Его автор – Почетный член немецкого общества психологов Роза Гейне (Кац), занимавшаяся изучением языкового развития детей. Доктор психологии выяснила, что новая информация лучше запоминается при вечерних занятиях перед сном, а в период сновидений у спящего создается долговременная память, в которой систематизируются и хранятся знания.

В 1927 г. американский изобретатель А. Б. Сейлиджер сконструировал психофон – аппарат, воспроизводящий аудиоинформацию. Технику включали, когда испытуемые спали. Периодически воспроизводили мотивирующие фразы, чтобы повысить самооценку спящего, влияя на его подсознание. Опыты подтверждали, что испытуемые запоминали текст, который произносил диктор.

psihofon

В начале 1930-х годов вышел в свет роман-антиутопия О. Хаксли «О дивный новый мир». В произведении рассказано, как применяют гипнопедию, чтобы манипулировать сознанием новых людей.

В середине 1950-ых – начале 1960-х годов, с появлением энцефалографии и после появления официальной нейробиологии, было выявлено, что человек запоминал установки, переданные психофоном, когда в мозгу были зафиксированы альфа-ритмы. Эти активные колебания можно обнаружить, только когда испытуемый бодрствует.

Во второй половине XX в. гипнопедия была признана лженаукой, эпоха психофона завершилась.

encefalografiya

Исследования швейцарских ученых

Ученые Швейцарии проводили эксперименты под руководством профессоров психологии Т. Шрайнера и Б. Раша. В тестировании участвовали 60 носителей немецкого языка. В дни проведения эксперимента они просыпались в 7.00, не пили алкогольные напитки и кофе. Тестируемых попросили перед сном, с 22.00 – 23.00 – выучить 120 голландских слов. Потом участников проекта распределили на группы:

  1. Испытуемые из основной команды на протяжении трехчасового сна слушали аудиозаписи иностранных слов вместе с переводом на немецкий язык.
  2. Тестируемые из контрольной группы тоже погружались в сон на 3 часа, но без прослушивания аудиозаписи.
  3. Участники группы пассивного бодрствования, не засыпая, слушали записи голландских слов с переводом.
  4. Добровольцы из команды активного бодрствования не спали; аудиозапись воспроизводилась, когда на компьютере была заметна активизация отдельных участков мозга.

studenty

В 2014 г. в научном журнале Оксфордского университета Celebral Cortex были опубликованы результаты научного исследования. Контрольное тестирование выявило, что все испытуемые из первой команды полностью усвоили новую лексику.

Добровольцы из контрольной группы запомнили более 90% иностранных слов. Участники третьей группы воспроизвели до 86% голландских лексем. Хуже всех с заданием справились испытуемые из последней команды, которые запомнили только 80% новой информации.

Ученые подтвердили тесную связь между ночным отдыхом и памятью, а также сделали вывод, что прослушивание аудиозаписей улучшает запоминание изученного материала.

muzhchina-v-naushnikah

Новый опыт швейцарских ученых

В 2019 г. была опубликована работа ученых из Института психологии при Университете Берна (Швейцария). Группа исследователей, работавших под руководством Катарины Хенке, доказала, что консолидация памяти – важная функция сновидений.

Мозг спящего избирательно воспроизводит новую информацию, которую спящий получил днем, находясь в состоянии бодрствовании. Из большого объема знаний мозг выбирает главные и переводит их из кратковременной памяти в долговременную.

Ученые выдвинули гипотезу, что по этой схеме можно изучать новый материал.

Опираясь на свои эксперименты, психологи пришли к выводу, что на протяжении кратковременного сна образуются мыслительные связи между незнакомыми лексемами и конкретными понятиями. Они запоминаются и позже применяются в состоянии бодрствования.

При погружении в глубокий сон мозговые клетки начинают активизироваться спустя каждые 0,5 секунд. Фазы активного и пассивного сна чередуются, их определяют по электроэнцефалограмме, на которой видна электрическая активность мозговых клеток.

muzhchina-i-monitor

Участники эксперимента слушали аудиозапись, на которой диктор произносил реальные немецкие слова и – при активации нейронов – перевод этих слов на несуществующий язык. Например, сначала диктор говорил: «Elefant» (нем. слон), а затем произносил вымышленное слово: «Гуга».

Проснувшихся участников эксперимента спрашивали, с объектом какого формата ассоциируются услышанные во сне слова, могут ли они поместиться в коробку из-под обуви. Большинство опрошенных связали «гугу» с крупным предметом.

Нейробиологам удалось выяснить, что попадая в фазу медленного сна, тестируемые усваивали словесные ассоциации. Речевые центры и гиппокамп (зона мозга, которая влияет на образование эмоций и участвует в установлении ассоциативных связей) стимулируют запоминание новых лексических единиц в состоянии бодрствования и во сне.

muzhchina

Доказав это, исследователи предположили, что можно запоминать материал механически, без участия сознания.

Как применять способность мозга создавать ассоциативные связи во сне, ученым выяснить пока не удалось. Симон Рух и Марк Цюст – коллеги Катарины Хенке – не исключают, что при обучении спящих возможны неожиданные последствия.

Возможно ли изучить английский во сне

izuchenie-mozga-pri-osvoenii-inostrannogo-vo-sne

Профессор П. Янг – руководитель Немецкого общества сна – предполагает, что гипнопедические методы можно применять людям, которым трудно дается учеба.

По мнению профессора, после бессознательного восприятия новой информации во сне и повторения материала во время бодрствования эффективность обучения увеличивается, т. к. даже при погружении в глубокий сон появляются ассоциации.

malchik-v-naushnikah

Большинство психологов уверены, что во сне лучше усваивается знакомая информация, полученная в период бодрствования. Ученые выделяют 3 стадии запоминания любой информации, при которых нейронные связи сначала образуются, затем укрепляются и усиливаются. В бессознательном состоянии образование и тем более многократное усиление нейронных связей невозможно.

Интересная статья, почитайте: — Причины, почему нельзя спать напротив зеркала, что гласит народная мудрость: приметы и поверья.

Пока не разработана и не протестирована методика, с помощью которой английский язык можно выучить во сне. Не изучено, как влияет гипнопедия на психическое и физическое здоровье учащихся, но такая учеба требует постоянного нарушения режима сна.

Некачественный сон ухудшает здоровье, вызывает раздражение. Пара выученных лексем вряд ли этого стоит.

mozg-spit

Методы обучения, вызывающие проблемы и отрицательные эмоции, не могут быть эффективными, поэтому преподаватели иностранных языков рекомендуют расширять словарный запас и изучать правила грамматики на яву, а не во сне.

Живое общение и переписка с носителями языка, просмотр фильмов, чтение книг, заучивание песен и стихов – разработано много продуктивных способов изучения чужого языка во время бодрствования.

Исследования последних лет показали, что осознанно освоить новый материал во сне невозможно. Гипотетически можно механически запомнить отдельные иностранные слова или короткие предложения.

Лингвисты советуют применять гипнопедию как дополнительный метод обучения, чтобы лучше усвоить пройденный материал.

student-v-naushnikah

Пополнять лексикон стоит днем, в состоянии бодрствования.

За полчаса до сна можно вспомнить спряжение неправильных глаголов или повторить устойчивые выражения, чтобы к утру информация была упорядочена. Если этот классический метод не поможет, можно на ночь включить аудиозапись и посмотреть, как она будет действовать.

Сайт о матрасах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: